::::::::::: Рисурс wasya :::::::::::

:: Рисурс wasya - Сабвуфер на динамике Peerless SLS 830669 ::
главная
проекты
статьи
файлo
фото
сцылки
книга
форум

Сабвуфер на динамике Peerless SLS 830669

Этот проект является продолжением моего первого сабвуфера на динамике Phoenix Gold Octane R12. Слушал я феникса примерно три года, и захотелось уже улучшить звучание. Для этого требовалась замена дина на более качественный «домашний». К существующему корпусу вопросов практически не было, поэтому его решил использовать снова. Мой друг B-4 как раз к этому времени тоже собрал себе сабвуфер для дома. Он использовал в своей конструкции динамик Peerless SLS 830669. Этот дин хорошо зарекомендовал себя, по отзывам на вегалабе, да и альтернативных вариантов в небольшом бюджете среди «домашних» динамиков немного. Послушав саб камрада B-4, я оценил его высокое качество звучания и решил использовать такой же дин. По параметрам из датащита получалось, что дин неплохо должен работать в моем ящике объемом 125 литров. Дин покупал на сайте madisound.com с помощью одного хорошего человека с форума bluesmobil.ru (кому надо, тот найдет). Мне так было выгоднее, чем покупать с русских сайтов, т.к. я брал еще ништяки, и через него была скидка, а у русских не все есть в наличии. Когда дин пришел, я начал его разминать. Подавал с компа синус 15 Гц и ход диффузора делал чуть менее Xmax по датащиту. Разминал пару недель по несколько часов в день, т.к. было время. При этом усь пришлось охлаждать дополнительным вентилятором. В процессе разминки заметил, что ход диффузора при той же мощности заметно увеличился, а также на резине подвеса появились мелкие морщинки, если приглядеться. Значит, размялся хорошо. Затем замерил параметры Т-С. Измерял по методу#2, описанному здесь donex-ua.narod.ru. Используются мультиметр, звуковая карта, стерео усилитель и резистор 1кОм. Формулы общеизвестные и встречаются в разных источниках.

ффтыкай чтоб увеличить

Получились следующие параметры:

Fs
28 Гц
Qts
0,492
Vas
172,4 л

Vas не измерял. Взял из датащита. По поводу параметров замечу, что в сети есть 2 датащита: старый и новый. Мои измерения оказались весьма близки к старому, поэтому остальные параметры для расчетов брал из него. Вот что показал спикершоп:

ффтыкай чтоб увеличить

В моем объеме ЗЯ 125 литров получается добротность близкая к оптимальной. Частота среза системы довольно высокая для саба. Но если поиграть в программе с объемом ящика, то можно увидеть, что изменение объема сильнее влияет на добротность системы, чем на частоту настройки. Очевидно, так спроектированы параметры динамика. В сети многие пишут, что динамик специально рассчитан для работы с электрической коррекцией (корректор Линквица). Я решил сначала сделать без коррекции, т.к. у меня ящик довольно большого объема. Возможно с учетом влияния комнаты, коррекция и не понадобится. Я также попробовал симулировать саб в более сложной программе BassBox 6 Pro. Результат довольно сильно отличался от спикершопа. Возможно, я просто неправильно программой пользовался, т.к. первый раз с ней работал. По идее все программы считают одинаково.

ффтыкай чтоб увеличить

Затем я приступил к замене динамика. Здесь всплыли некоторые недоработки, которые я допустил при сборке первого саба. Во-первых, провода внутри ящика я сделал без запаса по длине. Поэтому, чтобы снять динамик пришлось снимать крышку корпуса. Сделать это оказалось не так то просто. Крышка хорошо приклеилась силиконовым герметиком, который я наносил на стыки стенок корпуса при сборке. Пришлось прикрутить к крышке кусок деревяшки с помощью штатных саморезов и с ее помощью аккуратно отдирать конструкцию. Эта проблема была решена. Затем, вскрыв корпус, я увидел белый налет на поверхностях от герметика (см. фото). Дело в том, что при сборке я в последнюю очередь ставил крышку ящика, динамик уже был установлен. Соответственно, пары герметика так и остались внутри ящика. Отсюда белый налет на поверхностях и запах внутри ящика. Думаю, ничего хорошего динамику компоненты герметика тоже не доставили. Я заметил, что на резиновой защите магнита теперь от небольшого трения появляются потертости, т.е. резина утратила свои свойства в какой-то степени. Так что не повторяйте моих ошибок! Кстати, заметил, что все саморезы скрепляющие стенки корпуса ослабли. Пришлось их подтягивать. Очевидно, это произошло из-за вибраций при работе саба за три года.

ффтыкай чтоб увеличить

Посадочный размер пирлеса оказался чуть меньше, чем у феникса. А расположение крепежных отверстий не совпало. Поэтому я заклеил старые отверстия эпоксидкой и просверлил новые в других местах. Прокладку под динамик сделал из силиконового герметика, как и в прошлый раз. В принципе, на пирлесе уже стоит заводское уплотнительное кольцо. Но у меня отверстие в корпусе было чуть больше необходимого, и я сделал прокладку из герметика в дополнение к заводскому кольцу. Сделал новые провода внутри ящика, с запасом по длине. Провода припаял непосредственно к клеммам дина. Для этого припаял короткие переходы к клеммам от провода сечением 10мм2 проводом меньшего сечения. Провода закрепил к корзине динамика стяжками.

ффтыкай чтоб увеличить

ффтыкай чтоб увеличить

Далее была сделана еще одна ошибка. На вегалабе, в теме, где камрад B-4 выложил фотки своего саба, несколько человек посоветовали не использовать заполнение ящика синтепоном вообще. Типо так будет лучше атака звука и т.п. Спикершоп мне тоже насчитал ящик без заполнения. В первом сабе я все стенки внутри отделал синтепоном в разумном количестве. А здесь послушал советчиков и убрал весь синтепон из ящика. То есть голые стенки остались. Получилась засада. При прослушивании заметил следующее: Внутри ящика слышен какой-то гул, из саба лезут средние частоты. Похожее ощущение как будто стоишь около работающей эстрадной колонки сзади, только не так громко. Из-за этого нет четкости звука. Когда включаешь саб на музыке отдельно от фронтов, естественно с включеным фильтром, отчетливо слышен этот гул и гудеж и нет четкости. При подключении к сабу батарейки щелчки вкл/выкл тоже какие-то нечеткие, а с призвуками. Страна советов, блин! Начал искать на форуме вегалаб все темы по заполнению бокса - такая каша в мнениях скажу я вам.. Среди всего этого нашел пару идей которые как мне показалось должны решить мою проблему. Снял динамик. Говоришь внутрь корпуса – а там жуткое эхо с призвуками на средних частотах. Явно проблема в резонансе внутри ящика. Обклеил стенки внутри виниловыми ковриками для ванной. Их продают в строительных магазинах в рулонах. Клеил клеем титан. Замучился клеить через отверстие для динамика, доступ неудобный. Подождал еще день, чтобы клей окончательно выветрился из ящика. Теперь эхо от своего голоса заметно уменьшилось, но все равно остались призвуки, теперь в нижней части голосового диапазона.

ффтыкай чтоб увеличить

ффтыкай чтоб увеличить

После оклейки ковриками стенки ящика стали немного менее звонкими, если по ним постучать. То есть коврики улучшили также вибропоглощение стенок. Далее взял немного синтепона, марлю и сшил небольшую подушечку размером чуть поменьше, чем сечение внутри ящика. Закрепил ее в середине ящика на распорках так, чтобы оставалось свободное расстояние до стенок.

ффтыкай чтоб увеличить

ффтыкай чтоб увеличить

Теперь все призвуки пропали! Синтепон в центре эффективно погасил резонанс. Почему я не покрыл все стенки внутри синтепоном как в первом сабе? Потому что добротность по расчетам у меня получалась близкая к оптимальной в корпусе без заполнения.

ффтыкай чтоб увеличить

Теперь о звучании. Музыкальный получился саб. Система сейчас такая: комп с картой asus xonar ds (заменен ОУ на выходе), усь fusion fp-804. Фильтрация сигнала на усе. Саб играет в комнате до 30 Гц. Ниже – тишина. Основная характеристика его звучания – звук мягкий. Это как бы его «почерк». Хорошая разборчивость басового сигнала. Никакой локализации, звук саба «растворен» в комнате. Сильно меняется звучание басового диапазона в зависимости от того, как его записали на диске. Мне пришлось выставить частоту среза повыше, т.к. фронты не воспроизводят бас. Проблем в связи с этим не возникло. Если сравнивать с фениксом, то можно отметить следующее. Феникс играет ниже, но разборчивость плохая, звучит на всех записях одинаково, монотонно, давит, привносит в звучание то, чего нет в записи. С пирлесом намного более чистый звук, музыкальный, более точный. Но не такой низкий. Может быть, в дальнейшем попробую применить электрическую коррекцию, пока не решил. И без нее играет хорошо. Тем, кто выбирает себе голову для домашнего саба, советую не связываться с недорогими автомобильными динами, а обратить внимание на «домашние» модели зарекомендовавших себя производителей.

(C) 2012y.wasya

Хостинг от uCoz